Осторожно, мультики! Как анимация калечит психику детей?
Алгоритмы уже решают, что мы будем есть, покупать, читать или смотреть. Но проблема в том, что рекомендованные товары или контент могут быть опасны. Специальный корреспондент «МИР 24» Глеб Стерхов узнал, что даже мультики могут покалечить.
Шокирующее заявление сделала создательница известного мультсериала «Телепузики». Энн Вуд предупредила всех родителей о том, что большая часть контента на том же видеохостинге YouTube направлена на отупение, деградацию и даже разложение детских мозгов. И теперь, чтобы спасти своих чад, родителям стоит по-новому читать известный латинский афоризм «Мементо контенто!» («Помни о контенте!»).
Ведь мультфильмы — самый эффективный способ сформировать иную реальность в детских головах. Еще один не менее шокирующий факт от команды мультипликаторов: оказалось, своих странных героев они придумывали в состоянии измененного сознания.
С 1997 по 2001 годы, что выходил известный британский сериал, употребление тяжелых наркотиков их начальство прямо поощряло.
«Правильно сделанный мультик может быть и оружием! Опять-таки если вы вкладываете какую-то схему, которую вы хотите, чтобы мозг учел, взял за правило и, соответственно, вы ее повторяете», — считает нейрофизиолог Михаил Лебедев.
До трех лет смотреть такое категорически нельзя. Это российский медицинский стандарт. Иначе у ребенка будут задержки в развитии речевого центра. Российская ассоциация психиатров добилась того, что проект прикрыли. Двадцатое столетие закончилось, наступил XXI век. «Повреждающие, уничтожающие, вызывающие низменные, самые страшные инстинкты, потаенные, темные глубины человеческие психики, возбуждающие и что страшно, именно в таком возрасте», — констатирует клинический психолог, участник комитета Госдумы по защите семьи, по вопросам отцовства, материнства и детства Олег Моисеев.
Такая вот иная реальность в маленькой детской голове. Но ведь так не всегда было! До Второй мировой в США мультфильмы использовали, чтобы продвигать непопулярные продукты. Вот, например, знаменитый Моряк Папай во время Великой депрессии пропагандирует шпинат. Выращивать культуру было не сложно, а есть ее никто не хотел. Отважный матрос в каждой серии съедал банку консервированного шпината, у него вырастали мускулы, и он всех побеждал. А во время войны те же мультфильмы использовали, чтобы сплачивать американскую нацию. И в США, и в СССР раньше источником детского контента был телевизор, где худкомиссия отсеивала вредные сюжеты, а эфирное время дозировали люди с медицинским образованием. Исключение составляли новогодние праздники, когда показывали много. Эти традиции телеканал «МИР» до сих пор соблюдает.
«Должны существовать эмоциональные и этические фильтры. Потому что эти надписи, которые мы сейчас пишем, 12 лет, 16 лет, мне кажется, носят несколько лицемерный характер. Потому что они никого не останавливают».
По статистике малыши от двух до пяти смотрят мультики около четырех часов ежедневно и ровно четыре часа на это уходит у детей от шести до 11 лет. При этом 60% родителей никогда не проверяют, что именно смотрит их чадо.
И еще пугающая цифра: среди всего обилия мультфильмов национального контента сегодня всего полтора процента. Остальное продукт заграничный. «Уроды, извращенцы, постоянные бесконечные «закладки». Еще раз: идеология бездетности закладывается! Десакрализация смерти, бесконечное заигрывание со злом. Что зло, оно вроде уже не зло. «Посмотрите, вроде как они не такие плохие ребята, просто вам казались. Да, они уроды, но вполне привлекательные!» Отсюда индустрия игрушек после мультфильмов развивается. Да посмотрите, зайдите в магазин, у нас бесконечные уродцы, гробики маленькие, ведьмы страшные, различные там лабубу и прочее, да в общем какая-то нечисть», — подчеркнул Олег Моисеев
Если не мультик, то кино — та же фабрика грез иную реальность на кинопленку снимет. И Золушка у них будет черная, а в Гарри Поттере сам директор Хогвардса – представитель запрещенного в России ЛГБТ.
Роскомнадзор и российские суды просто физически не успевают запрещать. То японскую «Тетрадь смерти» прикрыли за пропаганду самоубийства и гибели подростка, фаната сериала. То «Атаку титанов» за возникновение массовых фобий у детей. То американские «Легенды «Смертельной битвы» за мотивацию к насилию и агрессии, то серию «Покемонов» за массовые приступы эпилепсии у зрителей.
Вишенка на торте — открытие нейрофизиологов: нейроанатомические и функциональные основы зависимости от коротких видео. Тех самых «рилзов» и «тиктоков». У детей эти ролики разрушают мозг в пять раз сильнее, чем алкоголь у взрослых. Ребенок на такие видео подсаживается как наркоман на источник своего кайфа.
Это пятилетний мальчик. Его мозг даже во сне всецело занят свайпами бесконечной ленты «кислотных коротких мультов». «Происходят так называемые дельта-волны. Видимо, вы уже настолько устали от этих мультиков, что начали отключаться», — объяснил Олег Моисеев.
Иными словами, микропотери сознания у взрослого. Что говорить о психике ребенка.
«Формируется зависимость абсолютно такая же, какая может сформироваться от химических каких-то веществ, химические виды зависимости».
Истерики у таких детей ярко выраженные и, как и ломка, могут длиться по много часов. Всему виной дофаминовая зависимость. Дофамин еще называют гормоном удовольствия и мотивации. В реальной жизни он вырабатывается медленно и помалу. Для получения дозы надо хорошо постараться. Например, ребенок получает задание выучить урок или сдать экзамен. Дофамин помогает идти к цели, предвкушать вознаграждение. Ту же пятерку. И тот же дофамин и вызывает удовольствие, удовлетворение, то самое ощущение «какой же я молодец!». И мозг жаждет как можно чаще повторять эти действия. Так можно «подсесть» на спорт, на добрые дела, на любой успех. Бесконечное перелистывание ярких малопонятных мультяшек тоже вызывает частые выбросы дофамина у детей. Дети в это время даже почти не моргают. Их рецепторы привыкли к быстрому «дешевому» дофамину.
«Никакого усилия по преодолению чего-то, каких-то трудностей ему делать не нужно. Практически сразу в мозг заносится удовольствие».
Ребенок ничего не хочет делать в реальной жизни. Ему не интересны вчерашние увлечения. Он не может сосредоточиться. Ему всегда плохо, и он устал. Такие дети невероятно капризны, агрессивны, часто замыкаются в себе. И неспособны учиться. «Если еще лет 10-15 назад ребенок в первом классе не мог ходить в школу, для меня бы это значило какую-то тяжелую психическую патологию», — отметил врач-психиатр высшей категории, завотделением для детей ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ Илья Смирнов.
А ведь в каждом таком случае беды можно было избежать. Пусть даже таким кардинальным способом. Мультики страшнее наркотиков. И ведь не только они!
Политический обозреватель «МИР 24» Маргарита Гырылова выяснила, что смертельными могут оказаться даже назальные капли.
